
субкультуры в прошлом?
редакция иду

Что в статье:
Гуляя по центру Москвы, несложно заметить, что стиль прохожих становится ярче и смелее. Концентрация широких штанов, платформ, кислотных вещей и разноцветных волос заметно повышается на Китай-городе — настоящей мекке нефоров всех мастей. Редактор Виктория Васильева погуляла по району, забрела в селективный магазин и даже сама перевоплотилась из нормиса... — а в кого, читайте в материале.
Люди, которые активно самовыражались и отличались от большинства, были всегда и везде: еще Диоген скандализировал непотребными выходками почтенных граждан Коринфа и демонстративно жил в пифосе. Если же говорить о неформалах в современном понимании этого слова, то как заметное глобальное явление они появились во второй половине XX века в связи со стремительным развитием субкультур. Они возникли как протест против господствующих систем и идеологий: за рубежом капитализма, в отечестве — социализма. Это были полноценные движения контркультуры со своими лозунгами, стилями музыки и одежды, требованиями и ценностями: хиппи, рокеры, панки…

Часть из них продолжает прекрасно существовать и сегодня. Однако в современном поколении неформалов произошли существенные изменения. Период пандемии принес тотальное погружение в радужный мир цифры и соцсетей, где начали формироваться разнообразные тематические сообщества. В них уже нет взрывоопасного бунта или общей для всех представителей картины миры. Теперь это, скорее, мозаика эстетик, образующих разнообразные чисто визуальные тренды-коры: барбикор, мермейдкор, гоблинкор и другие. Вокруг них развивается самостоятельная индустрия с локальными брендами одежды и аксессуаров. А часть тик-ток трендов даже вдохновляет большие модные дома и попадает на подиум.
После окончания карантинных бед пестроту разнообразного самовыражения можно увидеть на улицах особенно летом, особенно на Китай-городе. Там же находится свежеоткрывшийся, но уже ставший культовым магазин Love Crime.
Спот с неформальной одеждой и пирсингом существует здесь уже около десяти лет. А с мая 2025 в одном помещении теперь работают несколько проектов: Drop Dead, Althera, Love Crime плюс секонд-хенд необычных вещей. Мы зашли в это атмосферное местечко, поболтали с продавцом Кольтом на тему современных нефоров, модных трендов и вот что выяснили:

да здравствуют микротренды
Сегодня трудно говорить о «доминирующих субкультурах» в привычном смысле. Важно не столько название тренда, сколько личное самовыражение через одежду, макияж, аксессуары. Ярлыки удобны для упрощения, но реальная картина шире. Сегодня у каждого — своя мини-философия и личный набор кодов. Да, есть повторяющиеся элементы: например, широкие штаны и New Rock — от пали до оригинала. Это все равно результат личного выбора из множества направлений, которые быстро меняются внутри неформальной среды.

о нефорятах, феях и прочих
Как ни странно за неожиданными вещами приходит самая широкая аудитория: от подростков до 40+. Приходят даже родители с детьми: часть взрослых только за то, чтобы дать своему ребенку свободу, которой, возможно, у них самих не было в детстве. А бывает случайно заглядывают, понимают «Ой, это для меня too much» разворачиваются и уходят. Но есть и постоянники, которые годами возвращаются в магазин как домой: для них это часть личной истории.


Девушки приходят за вещами в самых разных стилях: кому-то нравится «дрейн»-эстетика (мешковатые силуэты, массивная обувь, яркие стрелки), кто-то хочет вещи «бимбо» (паника розового, ожившая кукла барби), «office siren» (офисные сексуальные стервы из кино 2000-х), witchcore (волшебство и эльфийство), кому-то интересны классическая готика, панковская рвань, и так до бесконечности. Разные стили объединяет принцип гиперболизации, то есть усиление определенных черт с помощью макияжа и одежды. Но важно понимать: это все микротренды с образами, которые примеряют на себя, а не закрытые «ордена» с верностью им до конца дней.
из нормиса в альтушку за 5 мин:
У парней все скромнее по запросам: им нужны очень широкие штаны и пирсинг. В российском менталитете так сложилось, что у девушек больше творческой свободы, возможности выглядеть ярко. А если мужчины будут одеваться слишком экзотично, к ним могут возникнуть вопросы. Поэтому им проще купить понятного кроя футболку или лонгслив и большие штаны. Но есть героические парни, которым плевать на гендерные ярлыки: они смело берут укороченные майки, кислотные вещи. Такие не боятся осуждения, а просто хотят кайфовать. При этом люди из неформальной среды чаще всего очень адекватны, они привыкли самовыражаться, а не осуждать. Быдланы и дебоширы возникают не из-за субкультур. Собственный страх и неуверенность толкают их оскаливаться и показывать зубы миру.
любовь к нулевым
Один из заметных трендов сейчас — лютая ностальгия по 2000-ным. Так работает медиапамять: клипы, фильмы и сериалы того времени были важными детскими впечатлениями, а теперь стали приятной ностальгией. К тому же мода циклична сама по себе — еще десять лет назад возвращались в девяностые, теперь — в нулевые. Искусство вообще редко возникает «с нуля»: что-то новое нередко возникает в длинной цепочке отсылок.

Кто-то возьмет огромные штаны и пирсинг, кто-то — кроп-топ с надписью «Провокация», кто-то — готическое платье с кружевом, кто-то — лолитный бант и плюшевого монстра. Все это про одно — про право быть собой и говорить с миром собственным визуальным языком.

